Наконец руки дизайнеров дошли до подобных консервативных конструкций, как шкафы. Теперь многообразие видов дополняется множеством материалов, форм и декора. Разношерстное семейство мебели «для порядка» — стеллажей, шифоньеров и комодов — получило высокое звание — «системы хранения».
Мебель для «порядка»
Если на заре девяностых минимализм призывал выбрасывать беспощадно, очищать дом от лишних предметов и не торопиться с приобретением новых, теперь все мы чаще аккуратно храним накопленные годами вещи. Современный житель города обязан читать модные книжки, быть в курсе музыкальных новинок, смотреть все нашумевшие кинопремьеры, заниматься спортом и немало путешествовать.
В результате разложить по полочкам все эти фолианты, диски, горнолыжные ботинки, роликовые коньки и экзотические безделушки становится все сложнее и сложнее. Тем паче что загромождать интерьер скучными геометрическими конструкциями стеллажей совсем не хочется. К радости, сегодня есть большой выбор мебели для «порядка». Еще 5 лет все ограничивалось журнальным столиком, парочкой полок, скромно привинченных в темной нише, и громоздким шкафом, спрятанным в спальне.
Теперь стеллажи, этажерки, шкафы, полки, библиотеки, комоды и витрины претендуют на почетное место в наиболее лучших местах квартиры, а не прячутся по углам и нишам. Почти все дизайнеры с именем, от Рона Арада до Тома Диксона, создали свою версию идеального хранилища для вещей. Во французском городе Страсбург планируется даже открыть целый магазин, посвященный только подобной мебели и аксессуарам к ней, — коробочкам, корзинкам, ящичкам, картонкам, шкатулочкам и ларям. Мебельная индустрия едва поспевает за потребительским бумом, из-за которого наши дома превращаются в склад.
Библиотечных дел мастер
Триумфальное шествие дизайнерских систем хранения стартовало с 1993 г.. Тогда Рон Арад, гуру современного дизайна, сделал собственную библиотеку Bookworm для мебельного концерна Kartell. Эта гибкая доска могла фиксироваться на стене, то вытягиваясь, как червяк или ленивая запятая, то закручиваясь, как панцирь улитки. Сколько есть фотографий «Книжного червя», как звучит перевод наименования этой культовой вещи, столько видно вариантов расположения полки. Она не просто притягивала взгляд к стене, на которой располагалась, однако еще и книжки вмещала отменно.
Позднее Арад придумал «наземную» разновидность этой библиотеки с названием «This Mortal Coil» («Этот смертельный виток»). Силуэт напоминал анаконду, лишь что проглотившую слона, увиденную в профиль. С того момента Kartell каждый год продает 40 тыс. м Bookworm. Впрочем, естественно, им еще не удалось обогнать стеллаж Billy, стеллажную классику шведского гиганта IKEA. С 1979 г. было продано 29 млн. экземпляров. Однако так или иначе именно «червь» произвел переворот в головах архитекторов и покупателей модных новинок: выяснилось, что вторичная, чисто утилитарная вещь может совместить собственную функцию с чисто декоративным назначением.
Откроем шкафы, господа
Девиз современного шкафа — открытость. Из дизайнерских решений исчезают дверные ручки и защелки. Дверцы, если они есть, полупрозрачны, готовы открыться под малейшим прикосновением ладони. Это дисциплинирует хозяев дома — на полки уже не складывают вещи беспорядочной кучей. Хочется разложить свитерки, маечки и юбки аккуратными стопками, разобрать по цвету, размеру, фактуре. В связи с тенденцией прозрачности все чаще используется плексиглас, новый материал, дающий возможность экспериментировать с цветом и рисунком поверхности.
Если система хранения не прозрачна, значит, она обязана быть бескомпромиссно яркой. Оранжевый, салатовый, сиреневый, красный, синий и черный: стеллажи приковывают взгляд собственной яркой окраской. Если не получается заинтриговать цветом, точно получится -необычной формой. Том Диксон придумал стеллаж «Tower&Block» и вещь целиком оправдывает свое имя. Это асимметричная пирамида из квадратных и прямоугольных блоков, кажется, которая, вот-вот развалится. Дуэт Доменика Жакоба и Брендана МАЛФАРЛАНЕ сделал этажерку в форме гигантской фиолетовой водоросли — и полки в ней вырезаны непредсказуемыми округлым листами.
Модная система для хранения просто должна быть подвижной. Она как бедуин движется по квартире или дому, послушно следуя за хозяином. Итальянские дизайнеры Антонио Читтерио и Оливье Лоу придумали передвижные контейнеры «Mobil», которые уже попали в классику современного дизайна. Они представляют собою контейнер из полупрозрачного пластика на колесиках, который просто передвинуть из комнаты в комнату, применять то как накопитель белья, то как передвижной столик, то как вместилище для детских игрушек.
Стеллажи все чаще состоят из легких открытых модулей, которые не требуют жестких креплений. Это как домик из детских кубиков, который всегда может выглядеть иначе. Если хочется перенести в иное место — разобрать легче простого. Модули нередко напоминают аккуратные рамы для содержимого и преподносят стоящие книжки как произведения искусства.
Если ранее чаще всего для стеллажей, библиотек и шкафов использовалось дерево или имитирующие его материалы, то сегодня в ход пошли наиболее современные фактуры — полиэтилен, кориан, пластик, лакированный алюминий. Француз Юбер ле Голль придумал стеллаж из белоснежной резины, который более похож на разрезанного пополам снеговика. I экземпляр попал в квартиру, где интерьер был выполнен лишь из дерева, — и так или иначе хозяева остались довольны созданным контрастом.
Шкафы стали пространством дизайнерских опытов. Их хочется удерживать на самом почетном месте и показывать гостям как произведение искусства. Илья Пиганов наносит на собственную мебель фотоколлажи подобной красоты, что она без труда оттесняет на II-й план все остальное в комнате. Подобного шкафа чем более, тем красивее. Небезызвестный дизайнер автомобилей и мотоциклов, Саша Лукич сделал по заказу огромной мебельной компании целую серию шкафов и комодов, которые по форме более всего напоминают обтекаемый бок экспериментального кара. Эти шкафы-сейфы с безукоризненными линиями и цветом серебристый металлик могут вместить домашний кинотеатр или компьютерный центр.
Борьба за метры
В поисках пространства для хранения вещей не стоит пренебрегать ничем. Смело заглядывайте под постель и осваивайте пространство под потолком. Полки, идущие по периметру всей комнаты под наиболее потолком, — уже декоративный прием. Подиумы, настолько любимые российскими дизайнерами, таят в себе драгоценные метры, куда возможно сложить и книжки, и постельное белье, и спортивный инвентарь. В особенности это практично для детских комнат. Единственный недостаток данного решения — его неподвижность. Как-то раз установив подиум, непросто его переместить по первому желанию. Боковая часть лестницы просто предназначена для опытов со стеллажами. Здесь основное не переборщить, ведь сама по себе лестница также декоративна.
5 секретов модной библиотеки
1. Свободный покрой. Стильную библиотеку возможно сделать и без классических горизонтальных полок. На подходящую тумбу довольно просто уложить штабелями книжки с красивыми переплетами. Или сделать колонны из книжек прямо на полу. Лучше целого книги смотрятся на однотонном белом или пастельном фоне. Создастся ощущение, словно бы их выложили в прозрачную витрину или раму. Соблазн выложить книгами всю стену велик, однако оставьте кругом таких столпов пустое пространство — создаст эффект рамы для картины.
2. Эклектика. Книжки, коллекции ваз, DVD, посуда, сувениры — в моде библиотеки эклектичные. По заключению дизайнеров, есть формула самой удачной пропорции начинки. 1/2 пространства — книгам. Четверть — картинкам и звуку, то есть кассетам и дискам. Еще четверть — посуде и безделушкам.
3. Мобильность. В 90 процентов случаев, когда в квартире нет отдельной комнаты для библиотеки, ее устанавливают в гостиной. Хотя в последнее время смыты все границы ее господства. Дизайнеры советуют экспериментировать с этажерками, полками и стеллажами в коридоре, в спальне (прямо над изголовьем постели) и даже на кухне. Отдельные даже советуют слить воедино библиотеку и столовую. Книжки создают благородную атмосферу для торжественного ужина, а в обычное время стол без труда становится рабочим местом или уголком для чтения.
4. Конструктор. Еще двадцать лет тому назад не существовало подобного разнообразия размеров разборных библиотек. Сегодня с помощью модулей возможно как составить читальный зал размера XS, так и замахнуться на XL. Из весьма злободневных нынче алюминиевых полых коробок и досок просто создать модный минималистский стеллаж. Если его установить на пьедестал и приделать колесики, то получится мобильная интеллектуальная конструкция.
5. Знанию — свет. Все чаще в таких конструкциях применяется встроенная подсветка. И вовсе не за тем, чтоб вы в ночи имели возможность вытащить необходимый том Достоевского. Просто приглушенный или флюоресцирующий свет дополнительно акцентирует дизайнерские объекты.